Сопрано Анна Нетребко – настоящая примадонна Мариинского театра. Соперничать с ней в популярности могла бы лишь Ольга Бородина, меццо которой, увы, почти не звучит в родных стенах. Появление же Нетребко в Петербурге, к счастью, не редкость, при этом на концертах и спектаклях с её участием – всегда аншлаг.

 

Красивый голос, гарантия вокального качества, эффектная внешность (фото Анны охотно публикуют западные глянцевые журналы) – в наличии вроде бы всё, что необходимо оперной звезде самого Анна НетребкоАнна Нетребковысшего разряда. Иной зарубежный критик нет-нет да и назовёт её «новой Каллас». И всё же, и всё же… До Каллас Нетребко не хватает самой малости – харизмы. То есть запредельности, невместимости в быт, поддержания живой и ранящей обывателя легенды. Очевидное благополучие Нетребко, по отечественным меркам, препятствует укоренению её в клане небожителей – слишком уж она «земная», эта Анна, чтобы достоверно воплотить внутреннюю сумятицу и душевный разлад Марфы или Лючии. Оттого и её сценические образы зачастую грешат поверхностностью, схематичностью, недостоверностью. Впрочем, простое сравнение с Каллас – комплимент наивысшего разряда.

 

Вернется ли чудо?

 

Вообще-то поначалу легенда была: шутка ли, юная краснодарская красавица во время учебы подрабатывала уборщицей в Мариинском театре, чтобы вдруг оказаться на пути сильных мира музыкального сего! (Прямо как Сазерленд, копившая секретарской работой в две смены деньги на авиабилет из заокеанской Австралии в самый что ни на есть Ковент-Гарден…) Хотя в театр Нетребко попала, конечно, с парадного входа – после официального прослушивания, когда вместо скромной Барбарины ей сразу предложили главную роль в «Свадьбе Фигаро».

После этого легенда некоторое время ещё жила, уже в форме изумления театральной и концертной публики молодостью, талантом молодой певицы, её обаянием и работоспособностью, дерзкой заявкой на попадание в оперную элиту.

И вот всё сбылось. Теперь Нетребко поёт в лучших театрах мира – миланском Ла Скала и нью-йоркской Метрополитен, мадридском Театро Реал и венской Штаатсопер, ей рукоплещут в Лондоне и Зальцбурге, Лос-Анджелесе и Вашингтоне, график выступлений расписан на несколько лет вперед.

А чуда нет – оно улетучилось. Нет не только чуда второй Каллас, но, похоже, нет и чуда самой Нетребко. Есть очень хорошая певица, заметно выросшая вокально – голос стал глубже, богаче обертонами, сохранив насыщенность, теплоту и почти освободившись от вокальных изъянов. Но любое выступление Анны Нетребко предсказуемо – конечно, оно предсказуемо качественное, но вместе с тем заведомо немного «стерильное», без душевных открытий. Так светят звезды с глянцевых журналов. Не есть ли сие потолок? Или нас еще ждут экзистенциальные прорывы? Откуда для них певица будет черпать энергию? По Бердяеву, в человеке должен быть сюрприз, прорыв в бесконечность. Есть ли ресурс для такого прорыва в молодой российской певице, в свои 34 года как никто другой обласканной славой и живущей в основном в «правильной», чопорной Германии? Или всё уже известно наперёд?

Вопросы, конечно, риторические. Лично с Анной мы не знакомы, поживем – увидим и услышим. Пока что Нетребко то ли в шутку, то ли всерьез не спешит нас обольщать обещаниями уж очень развиться в личностном плане. Ее всё и так вполне устраивает: «Чем дальше я живу, тем меньше мне хочется связывать себя какими-то узами. Это, может быть, пройдет годам к сорока. Там посмотрим. Бой-френда я вижу раз в месяц – где-то встречаемся на гастролях. И это нормально – никто никому не мешает. Детей в принципе хочу иметь, но не сейчас. Мне пока так интересно жить самой, что ребенок просто помешает. И прервет весь мой калейдоскоп»... Сказано о личной жизни, но звучит достаточно общо.

Может быть, она и права (особенно по западным меркам). Ведь сделано действительно немало. А то, что «абсолютное» совершенство всё так же далеко – что поделать, идеал на то и идеал, чтобы быть недостижимым!

«Пою концерт, спектакль, что-то выходит, что-то нет. Ну что поделать – в следующий раз получится. Я на этом не зацикливаюсь. Когда есть возможность, смотрю, слушаю записи собственных выступлений. Часто мне помогают мой бойфренд или мой менеджер – люди, которые очень хорошо разбираются в моем пении» («Ведомости»).

 

Стремительный взлет на музыкальный Олимп

 

В 1987 году 16-летняя Анна приехала в Ленинград. Начало карьеры вполне обычно – музыкальное училище, вокальный факультет консерватории (класс профессора Т. Новиченко), мечты о сцене. Она пела, как и другие студенты, в театре при консерватории (или, попросту говоря, в оперной студии – таковые имеются при любом музыкальном ВУЗе). А дальше упорство, трудолюбие и здоровое тщеславие принесли скорые и обильные плоды.

В 1993 году Нетребко становится Лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов им. М. Глинки (I премия), в следующем году состоялся ее дебют на сцене Мариинского театра в партии Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта), после чего завершение учебы в консерватории показалось Анне излишним. Смелость подобного шага вскоре была упрочена очередной победой, теперь уже на Втором международном конкурсе молодых оперных певцов им. Н. Римского-Корсакова, где Нетребко завоевала III премию (1996).

К этому времени она уже успела заявить о себе не только на сцене главного оперного театра страны – Мариинского, но и дебютировать в Сан-Франциско в партии Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки, 1995), после чего появления певицы в главных ролях в спектаклях Мариинского театра стали регулярными – как в Петербурге, так и за рубежом.

Знаковым можно считать первый выход Нетребко на сцену нью-йоркской Метрополитен-опера во время гастролей Мариинского театра в 1998 году (снова – в партии Людмилы). Для любого певца появление в Метрополитен – долгожданный пропуск на совсем крохотный в наше время оперный Олимп. С этого момента можно отсчитывать творческую зрелость. Не случайно в том же году отечественные знатоки удостоили Анну Нетребко высшей театральной премии «Casta Diva».

 

Всё и везде

 

Теперь Нетребко наперебой зовут театры всех континентов. Но больше всего она любит петь в Америке, а больше всего не любит – в Италии. Петербург ей, конечно, родной город, но «депрессивный». Поэтому в Мариинке она намерена появляться ненадолго, как комета. Хотя вроде бы вполне осознает свои обязанности перед любым театром.

 Лучше всего ей удается мягкая русская лирика и итальянское бельканто, особенно по части красоты и теплоты звукоизвлечения, переливов голосовых красок, нежности и проникновенности исполнения (а вот достичь виртуозной точности и ярких, уверенных верхов удается не всегда). Наиболее адекватно она звучит в операх Доницетти, Беллини, Россини, Верди, Моцарта или некоторых французских операх (например, в «Сказках Гофмана»), а также в облике юных русских героинь (Наташа в «Войне и мире»).

 Об отсутствии драматического таланта и мастерства перевоплощения говорить пока не хочется (хотя её Виолетта актерски мало чем отличается от Джильды, Марфы или Лючии), тем более, что живая и остроумная игра вдруг иногда пробивается там, где требуются юмор и импровизация (Сюзанна в той же «Свадьбе Фигаро» или Церлина в «Дон Жуане») – очевидно, простодушие и шаловливость Анне как человеку настолько же ближе, насколько чужды рефлексия и внутренний психологический надлом иных оперных героинь.

Ровное и чистое звучание ее голоса прекрасно подходит и для концертных выступлений – в частности, она успешно пела в малеровских циклах, ораториях Баха, Генделя и Моцарта.

 Среди наиболее интересных событий в артистической карьере Нетребко – шумный успех на Зальцбургском фестивале 2002 года. Пресса окрестила её «чудом», Австрия, а следом и Германия, полюбили певицу, аки самих себя. Вскоре последовал эксклюзивный контракт с фирмой звукозаписи «Deutsche Grammophon» и первый сольный альбом (до этого она записывалась на Philips’е лишь в составе Мариинской труппы). Дальше – больше. Последнюю зальцбургскую постановку «Травиаты» с участием Нетребко (2005) можно назвать триумфальной, о чем недвусмысленно свидетельствовали билетные цены в несколько тысяч евро на черном зальцбургском «рынке». Австрийскую Анну-Виолетту в «дуэте мечты» с мексиканским тенором Роландо Вилласоном в роли Альфреда нам обещают вскоре явить в фильме-опере студии «Universal».

 

 Звезда MTV и пленер-концертов

 

То ли MTV само утомилось транслировать бесконечную однотипную белиберду, то ли допубертатным подросткам не чуждо чувство прекрасного, но факт есть факт – пять клипов, записанных российской певицей и собранных воедино на DVD, выпущенном в 2004 году фирмой Duetsche Grammophon, активно крутились в виде телероликов и умудрялись занимать какие-то места наверху хит-парадов. Режиссерское качество роликов, конечно, сомнительно – видеть певицу, плавающую на надувном плотике в весьма откровенном купальнике и загримированную то ли под Одри Хепберн, то ли под Ренату Литвинову, конечно, занятно, но приходится признать, что блуждающий среди световых пятен взгляд то и дело побеждает слух, отвлекаясь на весьма далекие от музыки подробности.

А какая девушка устоит перед предложением сняться в Голливуде?! Разве что (гипотетически) бескомпромиссная Каллас, но только не Анна. В 2004-м Нетребко охотно снялась в фильме «Дневник принцессы – 2». Почему бы и нет, тем более что в кадре она всего-то пару минут…

Впрочем, укорененность феномена Нетребко в массовом сознании и вызванное этим тиражное и материальное благополучие достигнуты Анной и помимо голливудских экспериментов. Так, тираж двух её CD – «Opera Arias» и «Sempre libera» – только в Германии в 2004 году превысил 100 тыс. экземпляров каждый. Такому «золотому уровню» продаж позавидывали бы многие нынешние поп-исполнители. Последний альбом, кстати, в этом году назван в Германии «Диском года», а исполнительница удостоена звания «Певица года».

Огромная популярность (или дефицит новых имен?) позволяют Анне уверенно тягаться со знаменитой «тройкой теноров» и во время публичных концертов на открытом воздухе. Так, в прошлом году она легко собрала в Берлине 15-тысячную аудиторию (правда, вместе с испанским тенором Марсело Альваресом), еще 17 тысяч зрителей смотрело концерт по телевизору.

 

Человеческое, слишком человеческое

 

Сетуя на взбалмошность звезд и их привычку жить на широкую ногу, мы иной раз завидуем их свободе выбора – ведь в большинстве случаев звезды самостоятельно, вопреки обстоятельствам, по крупице выстроили своё благополучие. В случае с Анной Нетребко никакой зависти нет – напротив, приятно осознавать, что она умудряется оставаться живым человеком, имеющим множество друзей (при огромном дефиците времени) и массу вполне человеческих пристрастий.

Так, она любит вкусно поесть (в это слабо верится, с её-то фигурой!), но секрет стройности, вероятно, в известной самодисциплине и поддержании спортивного тонуса – Анна имеет разряд по акробатике и легкой атлетике.

После спектакля она не против отдохнуть в ресторане, выпив бокал изысканного вина. В интервью журналу «Ваш досуг» Анна призналась: «Я вообще не сторонник пьянства, хотя могу отдать должное хорошим спиртным напиткам. На Западе не очень-то принято напиваться. Но весело провести время любят все. Напряженный режим работы не позволяет нам проводить ночи на дискотеке, поэтому после спектакля, как правило, мы едем в хороший ресторан».

А еще она слушает хип-хоп – это ее любимый музыкальный стиль (особенно Джастин Тимберлейк и Green Day), а также Робби Уильямса, хотя никакого романа с последним у Анны не было (на снимке – Анна Нетребко с «бой-френдом», оперным певцом Симоне Альбергини).

Разумеется, как и всякая женщина, она увлекается «шоппингом» и следит за внешностью. «Люблю красивую одежду и неплохо разбираюсь в моде, – признается певица. – Мои любимые дизайнеры – Marc Jacobs, Dolce & Gabbana и Escada. Последняя марка одевает меня для торжественных случаев. Пусть некоторые смотрят косо на мои пристрастия, но я этого не боюсь. Я хочу хорошо выглядеть – по-моему, это естественно».

Себя Нетребко считает «абсолютно счастливым человеком». В интервью Андрею Хрипину она сообщила любопытную деталь своего загадочного прошлого – оказывается, среди предков певицы были цыгане! «Энергии иногда столько, что я не знаю, что с ней делать» – заявила она. При этом на характер певица не жалуется: «Я человек незлой и независтливый, никогда первая никого не задену, наоборот, стараюсь быть со всеми в дружбе. Театральные интриги меня никогда особенно не касались, потому что стараюсь плохое не замечать, вытягивать из любой ситуации хорошее. У меня очень часто замечательное настроение, я могу довольствоваться малым». Однако в том, что касается профессии и принципиальных вещей – оно готова «идти напролом».

 

Простота хуже воровства? Честность или притворство?

 

Впрочем, человеческое, как правило, остается за кулисами – нам интереснее заглянуть в творческую мастерскую, результаты которой – на сцене.

Например, вспомнить последнюю неудачу (совместную с режиссером Юрием Александровым) в «Царской невесте». Как известно, Ольга Бородина отказалась участвовать в этой очередной модернизации классики, предпринятой Мариинским театром. По правде говоря, автору статьи тоже было трудно объяснить присутствующим на спектакле ученикам, отчего Римский-Корсаков написал оперу о Сталине, а самому себе – почему этот персонаж кажется режиссеру единственно возможным олицетворением тирании на оперной сцене. Наверное, в метафорическом мире театра можно было бы возвести и не столь прямолинейные и банальные смысловые (да и сценические) конструкции.

А вот Нетребко с азартом каталась на карусельных лошадках, ничуть не смущаясь китчевости режиссерского замысла. На вопрос, как она относится к современным трактовкам классических опер, она отвечает: «Всецело за! У многих режиссеров есть совершенно потрясающее видение канонических сюжетов, и благодаря их новаторскому прочтению эмоции только усиливаются». (Справедливости ради заметим, что эта фраза относится не к Мариинскому спектаклю, а к постановке «Дон Жуана» Мартином Кушеем в Зальцбурге).

Зато откровения певицы, опубликованные на сайте «Газеты» заставляют усомниться в осмыслении ею всех глубин замысла Римского-Корсакова и проникновении в суть беззащитного, ангельского образа Марфы: «Марфа – обычная молодая девушка. В ее характере нет ничего, что отличало бы ее от других героинь. Вообще, я считаю, что много размышлять над образом не нужно и даже вредно. Некоторые певцы вдаются так глубоко в подробности, что закапываются в них. Это лишнее». Пожалуй, простодушие исполнительницы здесь граничит с безответственностью.

«У меня в голове две извилины. Та, которая побольше, – «магазинная». А вы думаете, что я такая романтическая, возвышенная натура? Ничего подобного. Романтика давно улетучилась. До семнадцати лет я много читала, это был период накопления. А теперь уже времени нет. Только какие-нибудь журналы листаю».

Интересно, а вы верите этим словам Анны Нетребко?

Если да – может, быть, в этом её откровенном признании и кроются причины некоего «кризиса личности», без которого вслед за гламурным блеском всегда наступает период апатии и душевной опустошенности?

Очень хотелось бы верить, что оперная «глобализация» не затронет нашу роскошную петербургскую оперную диву своей оборотной стороной, и что сытый буржуазный ландшафт не заслонит перед ней подлинные вершины духовной жизни.

Ведь без них настоящая жизнь в искусстве невозможна.

Надеемся, что и Государственную премию в области культуры и искусства, недавно полученную Анной Нетребко из рук Президента страны, она воспримет не только как знак всеобщего признания, но и как аванс – может быть, ей всё-таки захочется заглянуть за горизонт, туда, где невозможное становится достижимым. И тогда, возможно, и вправду свершится чудо. И появится если не вторая Каллас, то хотя бы обновленная Нетребко.

 

Ближайшие перспективы

 

А пока – пока Анна Нетребко чудо как хороша собой, продолжая оставаться на гребне популярности без всяких экзистенциальных глубин.

В марте этого года мюнхенским издательством Heyne Verlag выпущена биография певицы, написанная журналистом Грегором Долаком и озаглавленная «Анна Нетребко. Оперная звезда новой генерации»; месяцем позже двухсотстраничную книгу о Нетребко издала там же, в Германии, Марианна Райзингер («Anna Netrebko ein Porträt»).

Буквально в этом месяце объявлены релизы двух новых компакт-дисков певицы с записями «Травиаты», один – сольный («La Traviata», 2005, Deutsche Grammophon), второй – дуэтный («Violetta», 2005, Deutsche Grammophon).

В текущем сезоне блистательную питерскую оперную суперстар увидят и услышат в цюрихском Hallenstadion (вместе с Вилласоном, причем в ближайшую субботу – 19 ноября, еще можно успеть!), затем всю зиму она будет петь Джильду в Нью-Йорке, в марте даст сольник в легендарном Карнеги-Холл (тоже в Нью-Йорке), в марте-апреле многократно споёт Норину в «Дон Паскуале» Доницетти (опять в Нью-Йорке), в мае, наконец, появится в старом свете (Вена), после чего укатит в Японию петь моцартовскую донну Анну, а кульминацией сезона обещана летняя серия спектаклей «Свадьба Фигаро» всё в том же Зальцбурге…

А что же Питербурх? Услышит ли он лауреата Государственной премии, Всероссийских и прочих международных конкурсов Анну Нетребко в этом сезоне? Вероятно, разве что среди призрачных звезд белых ночей. Ну, или в качестве оперного секс-символа матушки-России во время саммита Большой восьмерки…

А там уж и Мариинский театр на ремонт встанет.

Дальше заглядывать вряд ли стоит.

 

 

С. Привалов, 2012

 

При перепечатке статьи гиперссылка на сайт обязательна.

В статье использованы фрагменты интервью, опубликованные на сайтах hripin.narod.ru, vedomosti.ru, gzt.ru.