Анастасия Волочкова – пожалуй, главный newsmaker в балетном мире: поисковые системы предложат Вам сотни тысяч страничек в Интернете, посвященных ее загадочной русской (или, точнее, «новой русской») душе. Кто она – агнец божий, невинно страдающий за высокое искусство (как известно, требующее жертв) или совсем наоборот?
 
Разумеется, наша рубрика не может обойти вниманием эту балетную диву.
 

Блестящее начало танцевальной карьеры и череда скандалов в Мариинском и Большом театрах, мировые турне и согласие стать примой балетной труппы в Краснодаре – в чем причина столь невероятных поворотов судьбы? Вероятно, ключ к разгадке находится где-то посредине этих полюсов. Разумеется, мы не станем оценивать мастерство балерины по принципу «саму Настю не видели, но дядя Вася нам станцевал точь-в-точь, как она», зато на основе обзора Интернет-прессы поможем Вам составить мнение о взглядах балерины на искусство, соратников по профессии, а также её светских (а иногда не очень) манерах.

 
Воплощенный идеал
 
Официальный сайт www.volochkova.com, очевидно с учетом краснодарских реалий, переведен на английский язык (но не функционирует), другой официальный ресурс (www.volochkova.ru) изображает балерину в трудный момент осуществления шпагата, но иной информации не предлагает (возможно, на момент публикации нашего обзора он был в стадии реконструкции).
Поэтому вначале ознакомимся с версией неофициального сайта www.volochkova.nm.ru   
 
Анастасия Волочкова училась в Российской Академии Балета имени А. Я. Вагановой у прославленной русской балерины и замечательного педагога Натальи Дудинской. За год до окончания Академии её принимают в труппу Мариинского театра стажером, где она вскоре дебютирует в роли Одетты-Одиллии в балете Чайковского «Лебединое озеро».   Этот дебют стал и выпускным экзаменом в Академии, и экзаменом на положение солистки ведущего театра страны. В последующие годы Анастасия исполняет на сцене Мариинского театра главные партии почти во всех балетах классического репертуара. Выезжая на гастроли вместе с труппой Мариинки, балерина получает признание и любовь зрителей уже за пределами России. В 1995 году она танцует на сцене «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке. «Волочкова – балерина безграничных возможностей» – так отзываются о выступлении Анастасии критики ("Нью-Йорк пост"). И балерина доказала, что хвалебные отзывы критиков неслучайны. В марте 1998 года Анастасия покидает Мариинку и дебютирует на сцене Большого театра – художественный директор Владимир Васильев пригласил Волочкову на роль Царевны-Лебедь в созданной им оригинальной версии "Лебединого озера". Войдя в труппу Большого театра, Анастасия исполняет главные партии в балетах "Раймонда", "Баядерка", "Жизель". Запоминающейся для Анастасии и её зрителей, стала роль Императрицы (Екатерины II) в "Русском Гамлете" Б.Эйфмана. Яркая индивидуальность, выразительность исполнения, необыкновенная артистичность балерины не могли остаться незамеченными. В мае 2000 года в австрийском городе Сен-Пельтен Анастасии вручают приз "Золотой Лев" – "самой талантливой балерине Европы". И в это же время Волочкова начинает работать в составе труппы Английского национального балета в Лондоне. На сцене королевского "Альберт-Холла" балерина исполняет партию феи Карабос в оригинальной постановке "Спящей красавицы". Журналисты лондонских газет не пропустили дебют Анастасии на сцене "Альберт-Холла" и после выступления писали: "Анастасия Волочкова – одна из самых ярких, роскошных молодых балерин России. Она обладает сценической внешностью, стилем, гибкостью, умением подать себя…" ("The mail on Sunday").
 
Официальная информация и немного лирики (www.aurora.petro.ru)
 

Волочкова Анастасия Юрьевна (р. 1976) – лауреат Международного конкурса им. Сержа Лифаря (Киев, 1996), обладатель Международного приза "Бенуа де ла данс" (2002), заслуженная артистка России (2002). Родилась 20 января 1976 года в Ленинграде. Закончила Петербургское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой в 1994 году по классу Натальи Михайловны Дудинской. С 1993 года – стажёр, с 1994 по 1998 годы – солистка Мариинского театра. Среди её ролей: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Китри («Дон Кихот»), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Никия («Баядерка»), другие партии. С 1998 года Анастасия Волочкова – артистка московского Большого театра. В 2000 году она исполнила партию феи Карабос из балета "Спящая красавица" в Английском национальном балете, а в 2001 году под руководством М. Плисецкой исполняла партию Кармен в труппе "Имперский русский балет".

Начало карьеры Волочковой было нестандартным. По её просьбе она закончила хореографическое училище не в классе у знаменитой Натальи Дудинской, а стажируясь в Мариинском театре. В 19 лет роль Одетты-Одиллии из балета Чайковского "Лебединое озеро" была зачтена ей как дипломная работа. Эффектные внешние данные и уверенная техническая оснащённость позволили исполнить Волочковой немало ведущих партий в классических балетах. Однако, отмечая успехи этой балерины следует указать на однообразие создаваемых образов и на огрехи вкуса.

 

А. Волочкова о причине ухода из Мариинки:

«в театре созданы невыносимые творческие условия» (www.old.versiasovsek.ru)

 

В. Гергиев о Волочковой: «Это балерина не нашего формата.
Она занимается шоу-бизнесом. А у нас – искусство» (www.izvestia.ru)
 
Миленниум (2000, «Культура»)
 
В балетную школу  Анастасия Волочкова  прошла только с третьего раза. Тогда она пришла домой и сказала: "Я буду балериной". Сейчас ей 24, ее имя известно всему миру, она обещает стать самой крупной звездой классического балета. "Это папина заслуга, – говорит балерина. Он научил меня верить в себя, в свой талант, не отступать ни перед какими трудностями, достигая совершенства в исполнении".

Именно благодаря вере в себя и завидному трудолюбию Анастасия, еще будучи 17-летней студенткой балетного училища, была приглашена танцевать в "Лебедином озере" в Мариинский театр. Родители, чтобы быть поближе к театру, продали свою квартиру, но в результате аферы остались без денег и без жилья. Три года семья жила по друзьям и знакомым. Но все это время искусство, которому посвятила себя дочь, оставалось для них главным. В 1998 году Анастасию пригласили в Большой театр. Она не очень удивилась такому быстрому успеху. По ее словам, она всегда верила в свою судьбу и предназначение: "Я убеждена, что все в нашей жизни предопределено еще до рождения. В каждом человеке заложен какой-то талант, способность к чему-то, и наша задача – раскрыть и развить этот талант". Уже год Анастасия Волочкова  живет и работает в  Лондоне. Когда в 1999-м она приехала сюда на гастроли с Большим театром, английская публика приняла ее с восторгом. Высокая зеленоглазая блондинка покорила туманный Альбион не только блестящей техникой исполнения, но и истинно женским обаянием, неотразимой красотой. Признанием ее таланта служит необычайное предложение со стороны Английского национального балета: специально для нее переработанная и развитая роль феи Карабос в "Спящей красавице". "Роль сделали более психологичной, – рассказывает балерина. Моя героиня глубоко чувствующая, красивая и не злая по природе женщина. Но она обозлилась и жаждет расправы. Я сделаю все, чтобы как можно точнее передать ее чувства, выразить все то, что заложено в образе. К тому же, добавляет она, мне доставляет настоящее удовольствие работать с другими артистами труппы. У нас очень хорошие отношения, и даже то, что у нас одна на всех гримерка, не может их испортить". Гримерка, может, и не испортит, а вот газеты, наперебой трубящие о личной жизни балерины, ее очень расстраивают. Едва начались репетиции, как в прессе появились скандальные сообщения о любовной связи русской красавицы с ее адвокатом, миллионером Энтони Керманом. 54-летний покровитель искусства, рассказывают газеты, оставил жену, выхлопотал для Анастасии постоянную визу, так что балерина теперь может оставаться в Англии, сколько ее душе угодно, оплачивает все ее расходы и, использовав все свое влияние, добился для нее роли в "Спящей красавице".

"Какая чепуха! Нормальный человек не поверит в это! – заявляет Волочкова. – Да, мы хорошие друзья. Энтони Керман много делает для моей творческой жизни, но ведь все это не имеет отношения ко мне лично. Мы оба влюблены в балет, и по большому счету именно он нас и связывает". В окружении молодой очаровательной балерины полно мужчин, желающих ее облагодетельствовать, и многие из них женаты. Но, как утверждает неприступная красавица, она никогда не принимает ни денег, ни подарков и у нее прекрасные отношения с семьями ее женатых друзей.

Самое главное в ее жизни балет – времени на личную жизнь у нее просто нет. Она начинает работать в восемь утра и заканчивает в семь вечера. Но это Анастасию не удручает, ведь танцы самое большое удовольствие в ее жизни. А любимый человек... "Мне нужен мужчина, который будет понимать и любить мое искусство и меня, который согласится и примет, что балет для меня важнее всего. А это совсем непросто".

К заявлениям о том, что своим успехом она обязана красивой внешности,  Анастасия Волочкова  относится спокойно. В мире искусства, утверждает балерина, тебе прощают все, кроме успеха.

Жить и работать она пока собирается здесь. В Англии ей нравится все: архитектура, цветы в корзиночках на улицах, люди, стиль жизни. В Москву она ездит на гастроли. Получила приглашение выступать в Санкт-Петербурге. Есть планы поехать в Испанию, Канаду, Францию. Язык танца понять может каждый, и это самый любимый ее язык…
 
Гастроли в Петербурге (2001, Юлия Яковлева, «Коммерсант-Daily»)
 
…В Петербурге завершились мини-гастроли Большого театра: в обмен на петербургскую "Спящую красавицу", отбывшую в Москву, одолжили "Лебединое озеро" в постановке Юрия Григоровича. Большой театр приехал в довольно странном качестве. Растяжка на Невском гигантскими буквами обещала Анастасию Волочкову, ниже буквами поменьше было приписано про "Лебединое озеро" в постановке Григоровича, сбоку географическая отсылка – Мариинский театр. Получалось, что никакого Большого театра в Питере и не было, а была известная балетная поп-звезда Анастасия Волочкова с группой бэк-данс (через десять дней Большой с "Евгением Онегиным" приедет как бэк-вокал другой поп-звезды – Николая Баскова). Пояснение про Григоровича и Мариинский театр выглядело даже излишним – достаточно было просто сказать, что Волочкова будет под симфонический оркестр.

Правда, на спектакле расстановка сил поменялась: самым необязательным элементом конструкции оказалась именно балерина – не принадлежащая ни одному стилю, но и не обладающая броской индивидуальной манерой, не слишком техничная, но вполне уверенная, довольно красивая, хотя и тяжеловатая, – словом, ни то ни сё. При том, что и Большой театр станцевал в гостях ровно так, как танцует поточный репертуар дома: гастрольные обстоятельства ни на градус не сбили ровную тепловатую температуру спектакля.

Меньшая по размерам сцена Мариинки внесла только две поправки. Стильная серо-черно-белая условная декорация неожиданно придвинулась к зрительному залу, превратившись в нечто отнюдь не условно напоминающее ледоход в речной промзоне: серые ноздреватые глыбы, плывущие в мутной весенней воде. Зато танцы москвичей на меньшей по размеру сцене обрели дополнительный размах. Сцена-аэродром Большого театра давно приучила их воспринимать пространство едва ли не как личный вызов: там, где мариинские танцовщики переступают, позируя, московские бегут; даже обычные шпагатные балетные прыжки кажутся в их исполнении всего лишь модификацией этого бега "гигантскими шагами", нетерпеливо и широко заглатывающими пространство.
 
Балерина для новых русских (2001, Андрей Хрипин, АиФ, www.aif.ru)
 
Какие времена, такие и нравы. Новое русское общество медленно, но верно вырабатывает приоритеты в потреблении художественных ценностей. Спрос рождает предложение и формирует новый тип идеального артиста.

Сегодня звезде нового образца положено быть везде: на телефонных картах, в рекламе, на обложках глянцевых журналов, в прайм-тайме всех каналов ТВ. Профессиональные и художественные критерии уходят в тень, уступая место личностному своеобразию и имиджевым деталям. Главное, чтобы костюмчик сидел. Из прежних классических идолов в условиях нового спроса, словно рыба в воде, почувствовали себя Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Любовь Казарновская и даже Елена Образцова. Но, конечно, всех переплюнули Коленька Басков, а в области балета – Настя Волочкова.

Красавица Анастасия Волочкова  живет в Лондоне. Говорят, что Энтони Керман, 50-летний британский миллионер, оставил ради нее жену и детей. Он же является ее продюсером и возит по всему свету. Настя закончила Вагановскую академию в Петербурге и несколько сезонов пыталась пробиться в первый эшелон Мариинского балета, но лавры примы-ассолюта при наличии Лопаткиной, Вишневой и Захаровой ей явно не светили. Тогда мудрая Волочкова предпринимает рискованный шаг: меняет северную столицу на первопрестольную. Но и в Большом она не стала своей, поскольку амплуа экзотической залетной птицы и стиль рафинированного самолюбования не очень-то соответствуют ГОСТу московской школы. Она – исключительно сольная танцовщица, не вписывающаяся в коллектив. Именно на этой дороге и пришел успех у публики и мужчин. Безусловно, сейчас ее время. Время маркетинга и просчитанного успеха. Волочкова создана, чтобы быть музой такого времени.

Да, она красива. Но это холодная красота топ-модели. В этой красоте есть что-то магнетическое и одновременно отталкивающее. Снежная королева тоже ведь была нечеловечески прекрасна. И сколько наивных душ пленила! Многие считают Волочкову секс-символом. Действительно, ее танец эротичен, но вся эротика сводится к орнаменту определенных движений тела. Русское присловье «светит, да не греет» исчерпывающе комментирует сущность феномена Волочковой. А русский балет всегда славился как раз своей эмоциональностью и душевной теплотой. Впрочем, дивы всякие нужны. Просто не стоит, наверное, из этого раздувать мировой пожар.

В минувший уикенд в театре «Новая опера» разразился очередной бенефис Волочковой, с театром теней и фейерверком в саду «Эрмитаж». Тусовка была из разряда элитных, билет в последний ряд партера стоил 3 тыс. руб. Состав публики необычен для театрального зала – эти люди ходят в другие места и на другие мероприятия. Волочкова – исключение, поскольку посещение ее концерта является элементом престижа.

Впервые в России по разрешению самой Плисецкой Волочкова танцевала легендарную «Кармен-сюиту». Хотя проще было бы, наверное, сочинить на ту же музыку новый балет, поскольку балет Альберто Алонсо требует бешеного темперамента, острого драйва и полного сгорания. Вместо этого Волочкова предложила демонстративное самолюбование, холодноватую заторможенность и пластику подиумов высокой моды. Кармен Волочковой выступала павой, «дыша духами и туманами»… Булгаковский сеанс разоблачения без магии продолжался… Волочкова в золотом парике и элегантном брючном костюме, подобно заправской циркачке, под веселый попсовый музон вознеслась на трапеции к самым колосникам.
 
Увольнение из Большого (2003, «Los Angeles Times», www.inosmi.ru)  
 
Сделайте-ка вот что: поднимите супругу и, удерживая ее над головой на вытянутой руке, пройдитесь немного по комнате походкой гордого жеребца. И не забудьте про улыбку! Затем аккуратненько спустите вашу даму «с небес на землю» и помашите ей рукой, пока она будет плавно скользить от вас, ловко перебирая ногами по полу. А теперь попробуйте сказать, что ваше сокровище легко, как перышко!

Проблемы веса и эгоистичного стиля Анастасии Волочковой значительно серьезнее трудностей, связанных с «изяществом поддержек», с которыми не способен справиться ни один из московских танцоров. Директор Большого театра говорит, что у танцоров не получаются пируэты с Волочковой, а любое па-де-де требует предваряющего па-де-труа для того, чтобы поднять ее. Эта балерина, ростом всего лишь 5-6 футов (с учетом длины шелковых балеток с деревянными колодками), выглядит самой настоящей амазонкой в труппе Большого театра, хотя ее прежние партнеры по Кировскому балету никогда не жаловались на грыжу. Так неужели ее вышвырнули, конечно, не в буквальном смысле, только из-за того, что больше никто не может ее поднять?

Давайте будем честными. Увеличением веса люди обязаны хорошему питанию и невинному пристрастию к чревоугодию. Некоторые из нас мечтают о том, чтобы сбросить вес, при этом даже и не помышляя о том, чтобы достичь грациозности лебедей. Очевидно, что в этом увольнении есть более глубокая подоплека, чем та, что лежит на поверхности. Балерина отклонила предложенный Большим театром четырехмесячный контракт, мотивируя свой отказ намерением проработать в нем еще один год. Так что же получается – вес балерины удовлетворяет требованиям четырехмесячного контракта, но при этом слишком велик для годового?

Разве все эти балетные дрязги вокруг веса Волочковой не свидетельствуют о живучести царства мешковатого, коллективного мрака коммунистической эры, в котором отсутствовало само понятие моды, а партийные боссы, облаченные в одинаковые пальто и меховые шапки, пожинали стандартные аплодисменты на правах единственных героев? Готова ли более современная и открытая миру Россия иметь дело с интересными творческими личностями, которым были бы присущи талант и вкус к славе?

Традиция утверждает, что в балете нет «Я», балет – это коллективное творчество. Солиста, который выделяется «из стаи», могут сбить даже с его натренированных, мозолистых пальцев ног. Г-жа Волочкова вовсе не застенчивый зимний цветок; ей больше подходит звание примадонны, чем ведущей солистки балета. Она купается в собственной популярности, наслаждается драгоценностями, говорит о любви к охлажденному йогурту и появляется на телевидении в глубоком декольте. Кое-где, скажем, в Калифорнии, это могло бы принести неплохие плоды – например, хороший контракт в качестве ведущей утренних новостей. Своим успехом Волочкова, в действительности, обязана тому обстоятельству, что Большой театр в свое время принял ее на работу.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Нужны более сильные мужские руки? Может быть, стоит пригласить румынских гимнастов для того, чтобы не было проблем с пресловутыми "поддержками"? Сезон WNBA закончен, и футбольные команды в значительной степени укомплектованы, так что эти пути карьерного роста для Волочковой закрыты. Она могла бы попробовать себя в опере, где сцена без проблем выдерживает леди, вес которых может достигать 210 фунтов. С таким же успехом удачливая российская блондинка могла бы стать пресс-секретарем «на пуантах» и представлять интересы фирмы Jenny Craig, специализирующейся на вопросах диеты и здорового образа жизни. Чтобы Волочкова ни выбрала, ясно одно: мотивируя изгнание балерины проблемами излишнего веса, Большой театр вляпался в большую тарелку с борщом.
 
О том же, но другими словами (2003, www.PDA.Lenta.ru
 

Министр культуры России Михаил Швыдкой выразил мнение, что даже если балерине Анастасии Волочковой удастся восстановиться на работе в Большом театре, она может рассчитывать лишь на партию «четвертого лебедя» и скромную зарплату госслужащей.

В интервью журналу «Итоги» Швыдкой объяснил, что артисты Большого получают свои доллары только в том случае, если подписывают контракт. «Но, как ни странно, эта форма не совсем законна: постановление правительства о перечне творческих профессий еще не готово. Волочкову восстановит любой суд. Но не на контрактные деньги, а по полагающемуся заслуженным артистам четырнадцатому разряду. Она получит где-то 1800 рублей плюс надбавки. И будет ходить на службу до конца дней с тем условием, что по приказу руководства будет обязана исполнять партию четвертого лебедя», – заявил министр.

Конфликт Волочковой с руководством Большого театра начался в сентябре, когда балерина отказалась подписать новый трудовой контракт. Волочкова сочла условия контракта оскорбительными для себя – вместо стандартного годового контракта руководство Большого предложило ей отработать всего лишь три месяца. Представители театра объяснили свое решение тем, что с нового года балет Большого должен возглавить Алексей Ратманский, который заново сформирует труппу. После отказа подписать контракт Волочкову уволили из театра. Конфликт Волочковой с Большим усугубило заявление директора театра о том, что в балете не осталось ни одного танцовщика, способного поднять набравшую вес балерину.
 
А. Волочкова о последнем месте службы:

«в Большом царит накалённая атмосфера, бал правят злоба, зависть, высокомерие. Люди прилетают на пару дней, все видят и приходят в ужас... Как им объяснить, почему примы балета позволяют себе опаздывать на репетиции, уходить с занятий до их окончания? Не знаю, откуда берутся подобные понты, не понимаю, почему вынуждена терпеть это!»

(После судебного разбирательства Анастасия была восстановлена «в должности» балерины Большого театра, но предпочла не ступать на тернистую стезю «четвертого лебедя» – примеч. редакции)
 
Кубанская казачка (2004, Светлана Турьялай, «Известия»)
 

О том, что Анастасия Волочкова будет танцевать сольные партии в постановках Юрия Григоровича, основавшего свой балет в столице Кубани, заговорили еще в начале марта, когда Волочкова исполнила партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере". Был подписан 7 апреля. Причем самого маэстро на церемонии подписания не было: Григорович в тот день находился в Киеве. От имени театра контракт подписал гендиректор и художественный руководитель творческого объединения "Премьера" Леонард Гатов. Отвечая на вопрос "Известий" об условиях соглашения, Леонард Григорьевич зачитал некоторые его пункты. Анастасия Волочкова принимается в балетную труппу на должность "примы-балерины", ее зарплата будет составлять 30 тысяч рублей в месяц. ТО "Премьера" обязуется также оплачивать все расходы по приезду, проживанию новоиспеченной примы в Краснодаре, зарубежные гастроли. Леонард Гатов не упомянул премиальные, но, как представляется, они также составят немалую сумму.

– Я по-прежнему остаюсь в штате Большого театра, где получаю 2800 рублей, – пояснила Анастасия. – Но там мне не предлагают никаких ролей. Хотя могу отметить, что контракт, подписанный мною, является самым маленьким из тех, что мне до этого предлагали. Почему согласилась? Потому что считаю, что сегодня русский балет там, где Юрий Григорович. Для меня большая честь и счастье принять предложение Юрия Николаевича. К сожалению, это большая потеря для Москвы и Большого театра. Но я буду там, где будет Юрий Николаевич. Надеюсь, что моему примеру последуют самые лучшие актеры театров России. Григорович рождается раз в тысячу лет, это явление.

По контракту Анастасия Волочкова обязана танцевать на сцене краснодарского Музыкального театра как минимум один спектакль в месяц, но Леонард Гатов сказал, что контракт подписан "на всю жизнь", правда, тут же пояснил: "творческую". Сколь долго продлится творческая жизнь у известной балерины в Краснодаре, загадывать пока трудно, но уже в мае Волочкова снова выступит в "Лебедином озере". Предполагается, что ее партнером станет солист Датского Королевского театра Кеннет Грев, который, кстати, должен был выступать с Анастасией 7 апреля в "Баядерке" Минкуса. Но, как сказал Леонард Гатов, у датского артиста были какие-то проблемы с визой, поэтому на роль Солора был срочно вызван солист Большого театра Константин Иванов. Это уже второе его выступление в Краснодаре, в марте он танцевал в паре с Волочковой в "Лебедином озере". Причем в некоторые моменты публика принимала его восторженнее, чем партнершу.

Проблему партнера, о которой так много судачат в прессе и которая формально явилась причиной скандального увольнения Волочковой из Большого театра, Анастасия считает "несуществующей": «Минус директора Большого театра в том, что он свел искусство к сантиметрам и килограммам. Между партнерами должна существовать прежде всего гармония». Впрочем, спектакль "Баядерка" показал, что проблема партнера отчасти существует: весь зал ахнул в голос, когда артист Краснодарского театра, подняв Волочкову-Никию, едва не уронил ее на сцену. У танцора сильно дрожали рука и спина. К счастью, обошлось.

Краснодарский театр балета Юрия Григоровича частенько выезжает на зарубежные гастроли, правда, в прошлом году труппа недосчиталась около двух десятков артистов, в том числе солистов, которые тайно остались в США. "Надеюсь, Бог не допустит подобного произвола, который случился недавно в аэропорту "Внуково", когда я летела во Львов, и смогу беспрепятственно выезжать с Юрием Николаевичем за границу", – сказала Волочкова. Пока же точно известно, что в июле нынешнего года в рамках Второго фестиваля "Молодой балет России", который проводится в Краснодаре под патронатом Григоровича, Анастасия Волочкова даст сольный концерт для молодых дарований.

Появление балерины, имя которой овеяно многочисленными скандалами и сплетнями, в Краснодаре мгновенно взвинтило цену на билеты и посещаемость балетных спектаклей. До Волочковой самый дорогой билет стоил 300 рублей, а с появлением новой примы его цена подскочила до полутора тысяч. На двух спектаклях, где станцевала Волочкова, был аншлаг. "Я тут в театре на Волочковой", – сообщали зрители по мобильникам в антрактах. Волочкова в Краснодаре! – сознание этого события греет душу провинциальной публики.

Надо сказать, что Анастасию, несмотря на видимые даже непрофессионалу огрехи в исполнении, некоторую тяжеловатость в прыжках и угловатость движений, принимают в Краснодаре восторженно. Во время сцены, когда брамин подает ужаленной змеей Никии (Волочковой) склянку с противоядием, какой-то особо впечатлительный зритель закричал на весь зал: "Настя, бери!", чем сорвал сочувственные аплодисменты.

Артисты Краснодарского балета Григоровича поначалу в штыки восприняли новую приму. С издевкой обсуждали ее фигуру, "силиконовый" бюст, "недокрученные фуэте", костюмы. У "Премьеры" имеется собственная неплохая мастерская по пошиву костюмов, однако наряды Волочковой смотрелись королевскими по сравнению в премьерскими. Пачка дочери раджи выглядела нищенской по сравнению с расшитыми золотом бирюзовым и сиреневым костюмами простой храмовой танцовщицы Никии, роль которой исполняла Волочкова. А пачка Анастасии, в которой она выступила на инаугурации губернатора Краснодарского края Александра Ткачева 30 марта, вообще была названа "умопомрачительной".

До появления Волочковой примой Краснодарского театра балета Юрия Григоровича была Елена Князькова. 8 марта Лена на спектакле "Лебединого озера", где ее место заняла Волочкова, сидела чернее тучи. Хотя Анастасия отозвалась о Князьковой, как об "одной из самых ее любимых балерин".

– У нас теперь будет очередь за сольными партиями, как в любом нормальном театре, – сказал гендиректор творческого объединения "Премьера" Леонард Гатов. – Князькова никуда не делась, она репетирует с Григоровичем балет "Каменный цветок", премьера которого состоится 30 апреля.

Но пока очевидно, что новая прима в фаворе у руководства театра. Краснодарские артисты, которым здорово достается от балетмейстера, гадают, будет ли Григорович во время репетиций кричать на Волочкову. Хотя артисты не жалуются: маэстро-то великий, ему все простительно, а пройти школу Григоровича – большая удача для любого артиста, особенно начинающего.

Краснодарский театр балета Юрия Григоровича был создан в середине 90-х, когда вынужденный уйти из Большого театра Юрий Григорович по приглашению Леонарда Гатова обосновался в Краснодаре. С тех пор хореограф поставил на краснодарской сцене девять спектаклей, в числе которых обновленные версии "Спартака", "Лебединого озера".
 
По следам Ивана Сусанина (2004, www.regnum.ru)
 
..."Легендарная" звезда современного российского балета Анастасия Волочкова прокомментировала газете "АиФ" историю о её неудавшихся гастролях в Костроме.

"Очень больно, что все так вышло", – признается "небедная Настя". "Понимаете, мне сказали, что до Костромы – три часа езды. Обещали, что пришлют нормальную машину, предоставят охрану. Но прислали "Форд-транзит". А что такое ехать в жару без кондиционера? Охраны тоже не было. Тем не менее я все-таки решила ехать, чтобы не подвести Костю. Но когда после пяти часов дороги я увидела вывеску, что до Костромы еще 220 км, то была в шоке. Предстояло ехать еще столько же! (Протяженность трассы Москва–Кострома – 372 км. Получается, что средняя скорость передвижения автомобиля Волочковой по трассе была 27,62 км/час – прим. редакции regnum.ru ). Ни на какую репетицию не успеваю! А выступление без репетиции чревато не только огрехами в исполнении, но и травмой. Мне не оставалось ничего иного, как вернуться в Москву".

Корреспондент ИА REGNUM решил специально для балерины проверить истинность этих слов и преодолел расстояние от Москвы до Костромы на автомобиле поскромнее "Форд-транзита" в течение 3,5 часов.

Напомним, во время гастролей Марийского театра в Костроме партию Одетты в "Лебедином озере" вместо обещанной зрителям Анастасии Волочковой исполняла другая прима театра Эльвира Большакова. 9 июня балерину ждали в двух местах: утром в Санкт-Петербурге на суде по иску строительных фирм, требующих оплаты своей работы по ремонту квартиры балерины, и вечером в Костроме, где Волочкова должна была выступать вместе с театром оперы и балета Республики Марий Эл. Ни там, ни там балерина не появилась. И если суд просто перенесли, то в Костроме праздник был испорчен.

По словам художественного руководителя театра оперы и балета республики Марий Эл Константина Иванова, Волочкова "предала всех, всех абсолютно, поэтому какие тут извинения, поэтому она должна звонить сюда, выходить в прямой эфир и объясняться перед всеми людьми, почему она сюда не приехала".

Кроме того, ИА REGNUM уже сообщало, что "Форд транзит" "без кондиционера" оказался не первым автомобилем, который был предложен приме. Зная настины капризы, организаторы посылали за ней три машины. В том числе "Форд" мэра Костромы, "Мицубиси" представительского класса, на котором возили Явлинского и новенький "Гранд Чероки".

"И ведь самое обидное, что не доехала она до Костромы всего полпути. В одном из придорожных баров, устроив скандал, она заявила, что в "такую деревню не поедет", мол, она не настроена, вдохновенья нет, и вернулась обратно".
 
Жуть из первых рук – хотите верьте, хотите нет (2004, www.in-versiya.ru)
 
…Я (А. Волочкова – примеч. ред.) недавно стала невольной участницей шоу – программы «Розыгрыш»… Меня разыграли под видом съемки для журнала Vouge, как для внутренней публикации, так и на обложку. Съемка проходила в старом и заброшенном театре Романа Виктюка прямо на сцене. Когда съемка подходила к концу, меня в каких-то брезентовых трусах подвесили на толстом канате на высоту порядка четырех метров, сказав, что сейчас будет сниматься финальный кадр фотосессии, где я якобы умираю от любви к пирату. Для более эффектной картинки на шею мне накинули петлю. Фотограф начал снимать, но через пять минут сообщил мне, что отойдет буквально на пять минут поменять пленку. Так я и висела пять минут, потом десять, потом пятнадцать, при этом я еще раздумывала, как я сейчас буду позировать, да какие займу позы, когда вернется фотограф. И к шляпке руку приложу и за юбочку возьмусь. Но в какой-то момент я вдруг поняла, что фотографировать уже никто не собирается, висеть мне было не удобно, костюм уже стал врезаться в тело. При этом я понимаю, что самостоятельно я выбраться не могу, так как водружали меня на такую высоту целых пять человек. Но это полбеды, в какой-то момент на галерке театра падает софит и начинается пожар. В этот момент я осознаю, что не только фотографа нет, но вообще никого нет – я одна во всем театре. Тут надо уточнить, что происходило все это буквально через пару недель после моего увольнения из Большого театра, поэтому первая мысль у меня была: «Естественно, это администрация Большого театра и люди, которые стоят за ними решили меня заживо сжечь и тем самым окончательно от меня избавиться»… Сначала я пыталась позвать людей на помощь, очень жалобно кричала, а когда я поняла, что ни добрых, ни злых людей нет, я попыталась развязать веревки – это было бесполезно. Когда я почувствовала, что все безнадежно, что мне оставалось делать? Я просто перекрестилась и готова была умереть в театре. Хотя все равно в глубине души верила, что какое-то чудо должно произойти. Этим чудом оказалась девушка, работница цирка, спустившаяся на таком же канате и сообщившая мне, что это всего лишь розыгрыш. На что я сказала: «Какой розыгрыш? Вы посмотрите, мы же уже горим! Давайте думать, как нам выбраться отсюда». Потом, естественно, Алена Удалецкая – директор журнала Vouge и все, кто в этом участвовали, подарили мне безумное количество цветов.
 
Реплики с форумов
 
– АВ весьма посредственная классическая танцовщица. Никак не балерина. Имя балерины традиционно «резервивуется» за такими, как Лопаткина, Захарова, Павленко. Возможно, АВ является яркой эстрадной балериной. Были известные танцовщицы типа свободного танца: Isidora Duncan и Martha Graham. Есть и танец модерн, джаз. Там бы АВ имела больший успех. Но классика и фламенко ей не подходит. В этих дисциплинах ценятся другие качества.

– Если Волочкова не вписывается в бравурные роли Большого репертуара, то к Мариинке, с его труднодостижимым идеалом балерины типа Лопаткиной, этa богатырь-девица совсем не подходит.

– Волочкова – классная балерина. И в её творческой манере прослеживается школа профессора танца Н. М. Дудинской.

– А мне нравится "Жизель" Волочковой! В этом романтическом балете она танцевала блестяще. Её "Жизель" чувствительна и искренна, очень возвышенно-романтична. Эта её работа – для настоящих ценителей балета. И вообще, она балерина что надо!!! А Лопаткина-сухарь. Ей надо уже переходить на преподавательскую работу. Она уже давно потеряла вдохновение. Радости от её танца ноль. И нога у неё 43 размера. Это так уродливо смотрится. И очень комично. Все пропорции тела нарушены.

– Костюмы балерины Анастасии Волочковой продолжают волновать своей изысканностью.

– Я восхищаюсь Анастасией Волочковой: за несколько лет она сумела создать обширную концертную программу из хореографических миниатюр, большинство из которых были созданы специально для балерины хореографами разных стран.

– Порочите доброе имя и профессионализм величайшей танцовщицы нашего времени Анастасии Волочковой. И мучаете всех, кому дорого её творчество. И нас. И великих хореографов. И всех. Всех. Всех.

– У Насти обалденная фигура! У меня есть её фотка с церемонии вручения Золотого Граммофона, так все наши поп-звёзды по сравнению с Настей просто коровы. Она там как павлин в курятнике смотрелась. Просто королева. На западе так даже звёзды не выглядят, и уж тем более так не одеваются. Смотришь церемонию Оскар – думаешь "Господи, ну вы же миллионы зарабатываете! Ну почему же одеты как со склада армии спасения?!"

– На ранних фотографиях Волочкова выглядела изумительно. Я думаю что своей именно балетной красотой, а не талантом, она добилась ранних успехов. Думается что и скандальность её терпели бы. Но увы. Вы знаете, что Лопаткина выросла на несколько сантиметров после 23 лет? К счастью для любителей балета, она сохранила идеальные пропорции. А Волочкова нет. Что ж поделаешь, природа взяла своё и выше себя не перепрынешь. Так что сделанный ей "приговор", что её форма не подобает классической балерине вполне справедлив.

– Техникой и грацией балерины Анастасии Волочковой я восхищалась всегда. Меня всегда поражали отточенный рисунок танца, завершённость, скульптурная лепка движений. Красивая, она всегда напоминала мне античную богиню !!!

– И вот сегодня мы имели счастье лицезреть несравненную Анастасию Волочкову на сцене, то есть в деле. Что же мы увидели? Настя откровенно не в лучшей своей форме. Пухлая, заметно увеличившаяся в последнее время грудь, широкие бёдра с отметками наметившихся жировых отложений, объёмные плечи, в точности как у пловчих. Настя выглядит просто тяжеловато. Несчастный Евгений Иванченко, как заправский штангист поднимал Настю в воздух исключительно способом "жим". А ведь балет – это искусство, которое отличает бестелесность и воздушность. Кто-нибудь видел сегодня у Насти бестелесность? Надо признать, что Настины линии на сегодняшний день не соответствуют канонам классического академического балета. И Большой театр в Москве, также как и Мариинский театр в Питере, видимо, правильно поступили, закрыв для Насти свои двери. Мы ведь, зрители, приходим наслаждаться зрелищем и имеем право созерцать прекрасное во всех его проявлениях, в том числе и в балетных линиях танцовщицы. Хочу подчеркнуть, что мои рассуждения не касаются житейских представлений о прелестях женских форм. Мы говорим лишь о классических канонах академического балета.

Ольга Лепешинская о Волочковой: «Я ее не знаю и знать не хочу. Никогда ее не видела и не увижу. Потому что все, что связано с ней, носит скандальный привкус. Я этого не терплю».
 
Анастасия Волочкова о себе, друзьях, о наболевшем…
(по материалам сайтов people.ru, aif.ru, petersburgcity.com,
USA today, english.pravda.ru,  izvestia.ru,aurora.petro.ru)
 

– Разве моя вина, что Цискаридзе (ведущий солист Большого театра – примеч. ред.) страдает от внутренних комплексов и тайных смутных желаний?

– Да, у меня иная, не московская балетная школа, другой стиль танца, но, пожалуй, главное мое отличие – большее желание трудиться!

– Я подарила Большому специальное балетное покрытие, заказанное в Лондоне и доставленное в Москву. Во мне не было желания выпендриться, но зал простаивал, поскольку на скользком паркете нельзя нормально репетировать. Как, спрашиваете, отреагировали в театре? Сперва никто не хотел заходить в зал, мол, Волочкова постелила, пусть сама и занимается, а потом я не могла туда пробиться – очередь. Энтони Керман, мой английский друг, про которого наша пресса написала много гадостей и небылиц, помог привезти линолеум в другой зал – поменьше. Думала, смогу там иногда работать. Но зал отдали артистам мимического ансамбля, которые портят уникальное покрытие острыми каблуками своих туфель, веерами и копьями.

– Мне нравятся дорогие вещи, украшения. Мне дарят бриллианты, они сверкают, потому что я сверкаю для кого-то. Если же это раздражает некоторых...

– Почему со мной отказалась заниматься Екатерина Максимова? Не знаю... Спрашивала, но не получила ответа. Очень сожалею о случившемся. Мы прекрасно работали с Екатериной Сергеевной и Владимиром Викторовичем Васильевым, я чувствовала себя по-настоящему счастливой. Потом все рухнуло. Видимо, вмешался кто-то, оговоривший меня.

– Недавно я сидела в ресторане и обсуждала свой концерт. И вдруг – звонок. Журналисты из «New York Times» меня просто огорошили: «Анастасия, мы должны вас срочно измерить». И приехали в ресторан с рулеткой – с рулеткой! Чтобы все точки над «i» расставить, я подверглась такому унизительному испытанию. Они померили – метр шестьдесят шесть. «Да не может быть! – говорю. – У меня всегда было около метра семидесяти». В конце концов, набавили еще пару сантиметров, и получился мой обычный рост – метр шестьдесят восемь.

– Да, не скрою, что маленькие вставные вариации, в которых балерина танцует без партнера, я сегодня отказываюсь исполнять в Большом. Что касается Феи Сирени, то это была одна из моих любимых партий в Мариинском театре. С удовольствием исполню и Фею, и директора кладбища. (Так в балетном мире в шутку называют партию Мирты в «Жизели»). Но только тогда, когда мне вернут весь мой основной репертуар. А пока буду ездить в Краснодар в театр Юрия Григоровича и танцевать его спектакли. Для меня сегодня балет там, где Григорович.

– Неужели вы не понимаете, что все это спланировано? Совершенно очевидно, что что-то здесь нечисто, когда вдруг в одночасье меня увольняют из Большого театра, в то же самое время сбрасывается иск на мою московскую квартиру, которую, слава богу, удалось отстоять. Следом какие-то нелепые претензии со стороны дизайнеров питерской квартиры. Потом вдруг у меня отнимают паспорт на границе без всяких оснований и причин. Когда организуются мои сольные программы, саботируется продажа билетов. Ко мне в гримерку приносят корзины цветов, а там – записки со страшными угрозами.

– Я стараюсь сохранить классические традиции, обогатив их новыми формами, чтобы привлечь молодежь. Но я кому-то мешаю.

 – Глупо говорить, что можно выйти замуж за сантехника. Естественно, нет. Я считаю, что человек, который будет рядом со мной, конечно же, должен жить в достатке, чтобы у него были деньги мне на цветы и на то, чтобы обеспечивать достойный уровень жизни и себе, и мне, и детям.
 
Как говорится, комментарии излишни.