Мы продолжаем серию публикаций в рубрике «Полезные советы». Однако все знают, как скучны бывают нравоучения! Поэтому редакция решила обратиться к преподавателям фортепианного отдела за вредными советами. Надеясь, что вы их с интересом прочтете – и… сделаете наоборот!

Увы,  педагоги не особенно вредничали (не умея преодолеть врожденные добродетели) и старались сделать акцент всё-таки на  полезных рекомендациях. Ну, а мы уповаем на то, что читателям будет всяко небезынтересно...

 

Играть нужно ушами!

Любовь Павловна Криштоп – один из самых опытных педагогов школы. Ее советы оказались краткими. Кроме главного (вынесенного в заголовок раздела), было ещё лишь два принципиальных замечания: «Рояль – не ударный инструмент!» и «Педаль – не насос, нажимать её тоже следует ушами!».

 

Отдадим должное юмору педагога и заметим, что все три пожелания исключительно важны – увы, нередко игра на фортепиано действительно уподобляется хорошо исполненной дрессуре…

Любовь Павловна также обратила наше внимание на несколько любимых ею афоризмов:

 

  • Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки (Н. Перельман)
  • Играть быстро легче, чем играть медленно (В. А. Моцарт)
  • Пой, когда играешь (Тосканини)
  • Паузы между нотами – вот где обитает искусство! (А. Шнабель)
  • Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах (Н. Перельман)

 

Очевидно, что внимание педагога направлено не только на собственно нотные знаки, но и на всё музыкальной пространство, включающее и глубину, и ширину, то есть протяженность во времени – в том числе на осмысленность пауз, придающих внятность и членораздельность музыкальной речи.

 

Тише едешь – глубже будешь!

 Ирина Алексеевна Сивакова, прежде чем выразить определенно свою мысль, отвлекла нас, казалось бы, от вредных советов совсем в другую сторону. Однако если вы прочтете её интересную историческую справку – поймете, что речь идет далеко не о количестве децибелов на одну клавишу! Итак, мнение И. А. Сиваковой:

 

Старинная русская пословица «тише едешь – дальше будешь» в наше время нуждается если не в переводе, то в разъяснении, так как слово «тише» уже не употребляется в значении «медленнее».

Но вспомните хотя бы Пушкина: «Я отпустил циновку и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды» («Капитанская дочка»). Так же и в русском музыкальном обиходе – нотах, фортепианных методиках и школах – вплоть до конца XIX века слово «тихо» широко применялось как указание на скорость движения. П. И. Чайковский в «Детском альбоме», давая темповые обозначения на русском языке, использует слово «тихо», помечая им три пьесы: «Утреннюю молитву», «Неаполитанскую песенку» и «Шарманщика». Эту связь динамического, темпового и аффективного значений нельзя найти в немецком и английском языках, но в итальянском (главном языке музыкальных терминов) она есть. Об этом подробно говорит Н. Корыхалова в книге «Музыкально-исполнительские термины» (СПб, Композитор, 2003):

 

Piano по-итальянски означает не только «тихо» (негромко), но и «медленно». Равным образом forte – не только «громко», но и «быстро». Эта связь ощущалась музыкантами вплоть до первой половины XIX века. В своей «Полной теоретической и практической фортепианной школе» Карл Черни раскрыл характер каждого из динамических оттенков:

 

  • при исполнении pianissimo (pp) к клавишам прикасаются так слабо, как только возможно, чтобы игра не потеряла отчетливости: pp носит характер таинственный, мистический и может при совершенном исполнении произвести на слушателя чарующее впечатление звучащей издалека музыки или эха;

  • piano (p) означает кротость, спокойное равнодушие или тихую грусть, сущность пиано передается мягким и нежным, но уже более определенным и выразительным прикосновением к клавишам;
  • forte (f) передает мощь, самостоятельность и решительность, однако в рамках благоприятного, без преувеличения страсти;
  • fortissimo (ff) выражает нарастание радости до ликования, горя до неистовства, блеска до бравуры.

 

Уловили мысль?

Она состоит в следующем: не играйте тихо, не играйте громко, а играйте артистично, поэтично, нежно, возвышенно, трепетно, завороженно, мирно, приветливо, созерцательно, сладостно, пугливо, покорно, надломленно, исповедально!

 

Или: энергично, торжественно, радостно, страстно, экзальтированно, мятежно, яростно, безудержно, дерзко, кичливо, чопорно, с бравадой, с достоинством, жизнерадостно  и т.д.

Около 370 оттенков эмоциональных состояний, переживаемых человеком, стоят за скромными динамическими обозначениями «тихо» и «громко», именно о них композиторы и рассказывают нам на языке музыки (см. также об этом в книге В. Ражникова «Резервы музыкальной педагогики», М., 1980).

 

Нельзя!!!

 Евгения Васильевна Лозовская – педагог с большим стажем. Она постаралась точно и без экивоков ответить на поставленный редакцией вопрос – чего нельзя делать за фортепиано?

 

  • Нельзя играть на расстроенном инструменте. Это будет мешать внутреннему интонированию, без которого осознанного исполнения достичь невозможно.
  • Нельзя играть скованно! Необходимо сочетать активность пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча. Следует также развивать независимость движений пальцев друг от друга (только не по методу Р. Шумана! – примеч. ред.)
  • Нельзя играть механически-остраненно, думая о посторонних вещах. Пальцы – мост между клавиатурой и душой!
  • Не считайте рояль неодушествленным предметом! Не расставайтесь с ним больше, чем на 8 часов. Чем больше вы будете уделять ему внимания, тем скорее приобретете в его лице друга, который вас никогда не предаст.
  • Нельзя играть грубым, стучащим звуком, прикасаться к клавишам нужно осмысленно.
  • Нельзя, чтобы пальцы по время исполнения опережали мысли.
  • Нельзя сидеть за инструментом, поджав ноги. Отсутствие опоры лишает вас доверительного контакта с инструментом.
  • Не жуйте жвачку во время игры! (Без комментариев – примеч. ред.)
  • Не забывайте ваш прежний репертуар – в этом случае ваше представление об инструменте будет постепенно становиться всё более объемным.
  • Не старайтесь обогнать здравый смысл! Не играйте произведения в завышенных темпах – беглостью сейчас никого не удивишь, а вот замыслу композитора можно нанести урон. Чем внимательнее вы к деталям (не упуская из поля зрения целостность музыкальной формы) – тем больше оттенков смысла вы обнаружите.

 

Нежные советы

 Даниил Львович Дворцов сосредоточился, вопреки нашему заказу, все-таки на полезных рекомендациях. Он считает, что:

 

  • По приходе домой после урока нужно непременно закрепить пройденное в классе, пока впечатления от занятия с педагогом еще свежи в памяти.
  • Ученикам школ заниматься на фортепиано нужно не более трёх часов в день, с обязательным перерывом (у студентов консерваторий психика крепче: они три часа только разыгрываются, и лишь потом приступают к занятиям, забросив на несколько лет все остальные дела – примеч. ред.).

  • Нельзя играть на рояле, одновременно занимаясь еще чем-либо – даже, если ваши руки умело справляются со своей задачей. Неосмысленная игра приносит непоправимый вред вашему профессиональному здоровью!
  • Лучше всего заниматься не сразу после приема пищи – состояние блаженного удовлетворения не позволит достичь полной сосредоточенности. Не следует играть и на пустой желудок, так и это состояние мало способствует концентрации мысли. (Лучше всего играть вместо еды! – примеч. ред.)
  • Играть на рояле полезно в разное время суток, так как восприятие меняется в зависимости от состояния человека. Но и тут непременно условие – осмысленность занятий. (Заодно приучите к высокому искусству соседей по коммуналке! – примеч. ред.)

  • Очень полезно заниматься в темноте или при слабом освещении (если, конечно, вы играете наизусть). Это обостряет тактильную функцию исполнительского аппарата.
  • Категорически противопоказано заниматься при температуре организма выше 37 градусов! В случае такого недомогания могут заболеть руки от перенапряжения, так как силы организма направлены не на поддержку мышечного и умственного тонуса, а на борьбу с болезнью.

 

Не бойтесь трудностей!

 И, наконец, краткое, но полезное резюме от заведующего фортепианным отделом школы Ирины Артемьевны Касабовой.

 

  • Всем, кто собирается учиться игре на фортепиано (равно как и на любом другом инструменте), нужно иметь в виду, что занятия потребуют настойчивости, преодоления множества трудностей и внимания.
  • Одно из важнейших пожеланий ученикам, уже начавшим учебу: научиться контролировать полную свободу рук и плечевого корпуса (от самых лопаток). Такая мышечная свобода должна стать одной из главных привычек, поскольку в процессе игры в руках возникает напряжение, моменты зажатости – нужно уметь «сбрасывать», преодолевать их, чтобы в процессе игры не накапливалась усталость.
  • Параллельно обучению в фортепианном классе нельзя забывать о нотной грамоте, сольфеджио, чтении книг, посещении концертов и театров, то есть о комплексном творческом, интеллектуальном и профессиональном развитии. Без личности не бывает настоящей музыки!

 

© С. Привалов, Л. Криштоп, Е. Лозовская, Д. Дворцов, И. Касабова, 2015.

 

При перепечатке статьи гиперссылка на сайт обязательна.