Надеемся, что почти каждый артист, выступавший на сцене, ощущал потрясающее чувство снизошедшего с небес вдохновения. Вот оно – творчество в высшем понимании этого слова! – думалось ему… Но далеко не каждому артисту приходилось делить это счастье на двоих...
К дележу шкуры убитого медведя творческая пара обычно идёт долго и мучительно, и не только вопросы интерпретации являются камнями преткновения такого союза. Людям, вознамерившимся «сообразить на двоих», приходится почти ежедневно продираться сквозь непроходимые заросли характеров друг друга, уравновешивать собственный темперамент в пользу общему делу и умудряться не забывать при этом о самом творчестве. Даже конструктивная критика, высказанная «не тем» тоном, может привести к грандиозному скандалу. Титанические усилия, затраченные на последней репетиции на проработку восьми самых важных тактов, могут пойти псу под хвост, если на следующей репетиции хотя бы одного из участников ансамбля оса укусила не в то место. Сколько репетиций срывается и переносится из-за самых важных причин, будь то резкая боль в левой пятке, или роды любимой рыбки!Но не думайте, что только влияние случайных обстоятельств может испортить творческим партнёрам жизнь! На самом деле, главный враг ансамблиста – жадность! Жадность творческая, – «не поделюсь идеей», «не отдам эмоцию», «это мой успех, а ты – на подтанцовке», – губит творческий союз, гложет его изнутри. А если рамки души требуют расширения, а понятие о щедрости – обновления, то… полноценного ансамбля, увы, не получится. Даже самые высококлассные музыканты не произведут никакого убийственного впечатления на публику, и, тем более, не получат удовольствия от совместного творчества, если не будут соблюдать закон, простой и гениальный, как буква ё: ты мне, я тебе, а мы вместе – людям. Ведь выйти на сцену дуэтом – это всё равно что в разведку сходить. Один раз подведёшь – и всё, больше напарник с тобой никогда не пойдёт, и доверять на всю жизнь перестанет. Ничего не бояться, быть друг за друга горой, в крайнем случае вынести товарища на плечах из зоны обстрела, – единственно правильная установка!
Увы, желание придти на помощь другому чаще бывает не врождённым, а благоприобретённым. Музыкальное чутьё, необходимое для ансамблевого музицирования любого рода, дано матушкой-природой, к сожалению, далеко не всем – оно тоже подлежит воспитанию и выработке, включая весь спектр творческого взаимодействия, начиная с непримиримых дискуссий о стиле и создания некоего общего представления об исполняемом произведении, и заканчивая одновременным снятием последнего аккорда, не говоря уже о радости от того, что на двадцать седьмом повторе accelerando получилось одинаковым у обоих… Да, это специфичная наука, для освоения которой иногда и целой жизни мало… А кто говорил, что будет легко?
На этой оптимистичной ноте попробуем подвести итог всему вышеозначенному.
Итак, что необходимо для успешного ансамблевого музицирования?
Казалось бы, чего проще – нужны дирижёрское ощущение метра, музыкальный вкус и акустически развитые уши… Скажете, много? Нет! Мало! Потому что самое главное устремление настоящего ансамблиста, это действительное желание работать, творить, создавать и побеждать – вместе. Если оно, такое желание, есть у участников ансамбля, то всё остальное обязательно приложится!
А теперь позволим себе несколько практических советов:
- Разучивая ансамбли, не ленитесь заниматься не только вместе, но и по отдельности, это поможет достичь бóльших положительных результатов после объединения усилий.
- «Не заглуши!» – один из самых незыблемых постулатов ансамблиста.
- чаще всего это выглядит неестественно.
- не помешает как самому об этом помнить, так и партнеру иногда напеть…
- Если во время выступления на сцене вы услышали в интерпретации партнера нечто неожиданно новенькое (например, непредусмотренные автором ноты), то вовсе не обязательно мимикой, жестами и другими частями тела пояснять происходящее слушателям. Достаточно сделать вид, что «там так и было», передвинуть ушки повыше на макушку, и продолжать, продолжать…
- Время от времени даже в самых светлых головах в процессе исполнения появляется жутковатая мысль: «Ой, мамочки, что же там дальше???». Смело отбросьте её – отдайтесь ансамблевой игре как таковой, и уповайте на партнера: авось вывезет.
Приятного музицирования!
© Екатерина Коляденко,
свежедипломированный ансамблист,
концертмейстер хора и класса сольного пения
ДМШ им. Н. А. Римского-Корсакова, 2015