МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА им. Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА – единственное музыкальное учебное заведение Ленинграда, не прерывавшее работу в течение всей Великой Отечественной войны, в том числе в годы Блокады Ленинграда
9 мая 2024 года наша страна отмечает 79-летие Победы в самой кровопролитной из войн – Великой Отечественной войне. Героическая история Музыкальной школы имени Н. А. Римского-Корсакова навеки вписана в летопись войны: школа не только начала учебный год в сентябре 1941 года, но и официально работала в течение всех военных лет. Более того, она стала новым домом для педагогов из эвакуированных музыкальных училищ и консерватории: с октября 1942 года Музыкальная школа для взрослых осталась единственным действующим музыкальным учебным заведением Ленинграда. В осажденном городе школа помогала людям выжить, дарила надежду на сохранение культуры, человеческого достоинства. Пройдя всю войну, 9 мая 1945 года школа вместе со всеми ленинградцами встретила самый светлый из праздников – День Победы!
Нашу онлайн-выставку из военной истории школы мы начинаем тысячеголосым общешкольным музыкальным приветствием!
МЫ ЗНАЕМ, МЫ ПОМНИМ, МЫ ЧТИМ!
С ПРАЗДНИКОМ, ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
1941
Вначале вспомним, как выглядел довоенный Ленинград в мае 1941 года...
Начало войны застало Музыкальную школу для взрослых им. Н.А. Римского-Корсакова в здании у Финляндского вокзала, в доме №2 по улице Михайлова (бывший жилой дом купца Пастухова с кирпичным первым и деревянным вторым этажом). 22 июня учащиеся фортепианного отдела сдавали экзамен. Директор школы К.К. Архипов вскоре после объявления войны ушел в народное ополчение.
4 июля 1941 года исполняющей обязанности директора школы была назначена преподаватель фортепианного отдела Наталья Леонидовна Беляева. В течение двух месяцев (июль, август) все музыкальные учебные заведения Ленинграда подлежали эвакуации или консервации. От городских властей поступило распоряжение законсервировать и нашу школу, однако коллектив отстоял возможность продолжить работу: по настоятельным просьбам учащихся и преподавателей 8 сентября 1941 года — в день фактического начала блокады — 82 учащихся и 19 преподавателей начали новый учебный год.
В понедельник 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург: Ленинград, в котором находилось 2 миллиона 544 тысячи жителей, оказался в блокаде. В 18.55 вражеская авиация впервые подвергла город массированному налету. Только на Московский район упало 5000 зажигательных бомб, вспыхнуло 178 пожаров. Самый большой из них охватил деревянные хранилища Бадаевских складов: сгорело 3000 тонн муки и 2500 тонн сахара. В 22.35 налет повторился. Фугасными бомбами было разрушено 12 домов, повреждена главная водопроводная станция, резервуары чистой воды и несколько водопроводных линий. В городе много раненых, обожженных, погибло 24 человека. Последствия налета могли оказаться еще более тяжелыми, если бы наши летчики заранее не нанесли удар по аэродрому Лисино, где обнаружили до полусотни самолетов противника. Таков был первый день Блокады.
Горящие Бадаевские склады, 8 сентября 1941 года
Дом на Невском проспекте, 68 (у Аничкова моста), разрушенный бомбой, 1941
Погибшие после авиаудара на площади Восстания, 1941
Мариинский театр после попадания авиабомбы, 1941
В октябре 1941 года директором Музыкальной школы для взрослых стал музыковед В. А. Коллар. Перед войной Всеволод Александрович работал редактором Ленинградского радиокомитета, затем преподавал теоретические предметы в музыкальном техникуме и заведовал отделом музыкальных учебных заведений Управления по делам искусств при Ленгорисполкоме. После назначения в школу проработал в ней директором два года, а в 1944 был призван в Алма-Ату в качестве проректора создаваемой там консерватории на базе эвакуированных музыкальных учреждений.
В конце 1941 года из-за близости к вокзалу здание школы на ул. Михайлова было отдано под военный госпиталь, а коллектив переехал в помещение эвакуированного музыкального училища при консерватории на улицу Некрасова, 4/2, где Музыкальной школе для взрослых им. Римского-Корсакова предстояло войти в историю: вместе с героическими жителями Ленинграда преподаватели и учащиеся школы пережили здесь все жестокие годы Блокады.
Трагические блокадные будни неуклонно сокращали коллектив школы: в конце 1941-го осталось только 70 учащихся (21 по классу фортепиано, 44 – вокала, 3 – скрипки и 2 – виолончели) и 14 педагогов. В промерзших классах занимались в пальто, в перчатках с обрезанными пальцами, при скудном освещении. Водопровод и отопление не работали. Занятия прерывались бомбардировками и обстрелами, во время воздушной тревоги все бежали в укрытие под лестничной клеткой. Добираться до школы из разных районов города приходилось пешком.
Дом Энгельгардта на Невском, 30, после попадания бомбы, конец 1941 г.
В декабре 1941-го норма отпуска хлеба составила 125 граммов на человека в день, других продуктов в осажденном городе почти не осталось. «Блокадный хлеб… Меньше всего в нем было муки — мякина, отруби, целлюлоза. И все же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев. Из-за острой нехватки рабочей силы, электроэнергии, топлива и воды в городе работали далеко не все хлебозаводы, работники которых не знали отдыха. Они выпекали хлеб, добывали ведрами на жгучем морозе невскую воду для замесов, выгружали муку, а также ухаживали за ранеными в подшефном госпитале, гасили термитные бомбы, дежурили под огнем на наблюдательной вышке, спасали беспризорных детей, хоронили своих погибших товарищей и родичей… Доставка муки была событием. Трехпудовый мешок тащили или волочили по полу четверо, а то и шестеро работниц. Разгрузка затруднялась тем, что мешки были покрыты слоем льда: очевидно, они побывали в воде. На складе мешки рассекали топорами — под ледяной коркой показывалась сухая мука. На решетках после просева часто находили пули, мелкие осколки, окровавленные лоскутки шинельного сукна. Мы смотрели на эти лоскутки, и нас охватывало тревожное волнение. Люди за эту муку отдавали жизнь…»
Демонтаж коней Клодта на Аничковом мосту, 1941
Аничков мост, декабрь 1941
1942
Ленинградцы берут воду из лопнувшей водопроводной трубы, 1942
Январь 1942 года. Морозы до 40 градусов. Ежедневные артобстрелы и авиаудары. Смерть повсюду. 25 января впервые не вышла газета «Ленинградская правда» – в городе отключено электричество, перестал работать водопровод, молчит радио. Холодная и голодная зима опустошала квартиры и учреждения: в начале 1942 года в живых в школе осталось лишь 56 учеников и 8 педагогов... Однако вскоре начались и небольшие улучшения – после открытия Дороги жизни увеличились нормы выдачи хлеба: с конца января педагогам и учащимся полагалось уже по 200 грамм в день. Поздней весной 1942 года, наконец, пригрело солнце, появилась возможность обогатить рацион дикими растениями – супами и кашами из лебеды, одуванчиков и подорожника…
Вмерзшие в снег троллейбусы у площади Александра Невского, 1942
Екатерина Осиповна Вайнтрауб, преподаватель школы по классу фортепиано (мать известного скрипача В. Спивакова), после окончания консерватории провела первый год блокады в Ленинграде. 9 августа 1942 года она присутствовала на историческом концерте в Большом зале Филармонии, где под управлением К. Элиасберга исполнялась Седьмая симфония Д. Шостаковича. Вскоре она была эвакуирована в Черниковск (теперь район г. Уфы), где работала концертмейстером в клубе уфимского завода «Ударник», там встретила будущего мужа, одессита Теодора Спивакова, в 1944 у них родился сын Владимир. После возвращения в Ленинград с 1945 года преподавала в нашей музыкальной школе.
Блокадный Невский (тогда – пр. 25-летия Октября), 1942
Второй блокадный учебный год начался в сентябре 1942 года с заготовки топлива. Школе выделили заброшенный деревянный дом вблизи станции «Шувалово», в 16 километрах от центра, который сообща разбирали, рубили на поленья и вязанками дров возили на трамвае-платформе через весь город, притормаживая во время обстрелов. Работали все сотрудники школы, ученики всех возрастов. Н. Л. Беляева вспоминала: «Работа и учеба наполняли нашу жизнь особым смыслом. Те, кто переставал заставлять себя чем-либо заниматься, слабели и умирали в первую очередь. А обязанностей у педагогов и учеников было много: помимо собственно учебы и бытовых дел, мы дежурили во время налетов и артобстрелов в качестве бойцов на верхнем этаже школы. Люди постоянно направлялись на различные оборонные работы, причем без всяких скидок на «музыкальные руки», слабое здоровье и прочие обстоятельства».
Развозка дров на Литейном проспекте, 1942
Выпускники школы прежних лет с честью несли высокие эстетические и нравственные идеалы в массы. Вместе с учащимися и преподавателями военной поры они участвовали во фронтовых бригадах, выступали в воинских частях, госпиталях, давали концерты для тружеников блокадного города.
Выдающаяся певица Софья Преображенская, солистка Кировского театра, народная артистка СССР и дважды лауреат Сталинской премии – одна из первых выпускниц нашей школы. В 1941 году она отказалась эвакуироваться из блокадного Ленинграда, в годы войны выступала во фронтовых бригадах, давала концерты в Филармонии.
Знаменитый баритон Павел Лисициан – также выпускник Музыкальной школы для взрослых по классу сольного пения, впоследствии народный артист СССР. В годы войны спел более 500 концертов как участник фронтовых концертных бригад, за что был награжден медалями «За отвагу», «За освобождение Кавказа».
Мария Мержевская, солистка Кировского театра, неоднократно участвовала в годы войны не только в спектаклях театра, но и в школьных концертных бригадах. Консерваторию она закончила уже после войны, причем училась в ней у своей предшественницы Софьи Преображенской. На память о совместных концертах с преподавателями и учащимися она подарила коллективу Музыкальной школы им. Римского-Корсакова фото с личной подписью.
Стирка белья на ул. Правды, 1942
Очистка проспекта ото льда, 1942
У Перинной линии Гостиного Двора, 1942
Танки Т-34 на Невском проспекте, 1942
Доктор искусствоведения, профессор Петербургской консерватории, автор фундаментальных трудов по теории музыки Екатерина Ручьевская училась в школе в 1941–1942 годах после эвакуации музыкального училища, в 1942 г. получила медаль «За оборону Ленинграда». В конце 1941 года Екатерине Ручьевской и ее подруге Ирине Ельчевой было поручено сочинить музыку на текст «Марша танкистов 16-й бригады Ленинградского фронта», в итоге танкисты дошли с этой песней до Берлина, а ее рукопись хранится в музее «А музы не молчали». Премьера песни состоится в нашей школе в концерте, посвященном 75-летию Победы!
Пианистка, композитор и фольклорист Ирина Ельчева училась в школе во время войны, также перейдя в нее из состава расформированного музыкального училища при консерватории. В числе ее сочинений – симфония «Памяти погибших в блокаде Ленинграда», опера «Спартак», симфоническая сюита «Печорские старины» (1962), 24 прелюдии и фуги для фортепиано, хоры, романсы, музыка для театра и другие сочинения.
1943
Бывшая ученица школы Татьяна Громова рассказывает: «В феврале 1943 г. мы сдавали полугодовую зачетную сессию. По результатам экзаменов всех учащихся разделили на три группы — учащихся детской музыкальной школы, студентов музучилища и студентов Консерватории. По уровню подготовки меня зачислили на первый курс училища. Я теперь считалась там “основной”, т. е. должна была ежедневно посещать все занятия по теоретическим дисциплинам в дневное время, помимо занятий по специальности. В июне 1943 г. по ходатайству Комитета по делам искусств на базе музыкальной школы им. Римского-Корсакова был открыт филиал Музыкального училища при Ленинградской государственной Консерватории». Н. Л. Беляева была назначена заведующей учебной частью училища…
Софья Преображенская с дочерью Верой, 1943
Незабываем приезд в школу в 1943 году легендарной пианистки Марии Вениаминовны Юдиной, направленной из Москвы для оказания методической помощи. Марина Вениаминовна посещала уроки, давала мастер-классы, жила со школой одной жизнью, поражая бесстрашием. Если во время обстрела ей нужно было куда-то идти, то на уговоры переждать в убежище она с улыбкой отвечала: «Это не в меня» – и спокойно отправлялась в путь.
На фото: М. В. Юдина (в центре) на встрече с преподавателями и учащимися «училищной части» в помещении Музыкальной школы для взрослых, 1943 г.
Верхний ряд (слева направо): уч-ся Т. Моторина, С. Коган, преп. теории Н. Ельчева-Боголюбова, уч-ся И. Ельчева, И. Семенова, О. Пихтовникова, А. Бихнер. Средний ряд: преп. Е. Гейман, завуч Л. Жукова, М. Юдина, преп. Н. Беляева, В. Михелис. Нижний ряд: уч-ся Е. Ручьевская, конц. Каневская.
Раненые после обстрела на улице Белинского, 1943
Преподаватель музыкального училища им. Мусоргского Е. Николаева, перешедшая на работу в школу в годы войны, писала: «Очень важной для нас во время блокады была концертная деятельность в госпиталях, в прифронтовых воинских частях и подразделениях МПВО. Мы видели, как от музыки просветляются сурово сосредоточенные лица защитников города. Мы добирались до них под обстрелом, в мороз и вьюгу, чаще всего — на открытых грузовиках. Наградой была благодарность бойцов и раненых, а иногда и… тарелка супа. Однажды в открытом грузовике мы попали под шрапнельный обстрел. Смешно вспоминать, как наивно я прикрывала голову портфелем с нотами… В 1943 году мы получили самые почетные награды — медали «За оборону Ленинграда». И уже в июле 1943 года по инициативе школы открылся в Ленинграде филиал консерватории, куда перешли часть педагогов и поступили подготовленные нами ученики, в том числе — двое моих».
Павел Иванович Смирнов должен был получить диплом с отличием Ленинградской консерватории по специальности «дирижер хора и оркестра» еще в 1941 году, но это свершилось только десятилетием позже. Через два дня после начала войны он был мобилизован в ансамбль пограничных войск НКВД Ленинградского военного округа, в декабре 1942 года был тяжело ранен. После долгого лечения в госпиталях комиссован по состоянию здоровья. В 1943 году он начала преподавать в нашей школе, где создал один из трех организованных им оркестров баянистов (два других он открыл в Ленинградском городском управлении Трудовых Резервов и Дворце пионеров). Это были первые в нашей стране музыкальные коллективы подобного типа, которые выступали с концертами в госпиталях, частях советской армии и перед трудящимися. Особый шарм школьному оркестру баянистов придавало то, что он был полностью составлен из трофейных инструментов, это была своеобразная месть Павла Ивановича фашистам и его культурный ответ бесчеловечности нацизма.
Оркестр баянистов и аккордеонистов школы
Народная артистка СССР Галина Вишневская училась в школе в 1943–44 гг. в классе сольного пения И. С. Дид-Зурабова. О школьном обучении она пишет в книге «Галина. История жизни»: «…И вот — Ленинград 1943 года. Город понемногу пробуждается к жизни. На рабочую карточку дают уже 400 г хлеба. Значит, первым делом устроиться на работу, где дают рабочую карточку. Но куда? Специальности у меня никакой. Но тут мне повезло. <…>. В городе к тому времени начала работать музыкальная школа им. Римского-Корсакова. Я узнала, какой педагог там самый знаменитый. Им оказался Иван Сергеевич Дид-Зурабов, армянин, когда-то учившийся пению в Италии. У него был сладчайший тенор, он хорошо им владел, голосом показывал ученикам, как нужно петь отдельные музыкальные фразы, причем пел очень красиво, в итальянской манере и на итальянском языке. Все ученики млели от восторга и мечтали учиться только у него, чтобы получить итальянскую школу. Я пошла к нему...»
Иван Сергеевич Дид-Зурабов преподавал в школе сольное пение с начала 1940-х до конца жизни (1963), совмещая с работой в музыкальном училище им. Мусоргского. Владел итальянской школой, лично общался с многими итальянскими певцами (Баттистини и др.). Прекрасно работал с мужскими голосами. Любимец всей школы (а также супруги, выпускницы Военно-Медицинской академии, непременно приносившей ему в класс еду; детей у четы не было). После смерти жены завещал квартиру ученику нашей школы.
В декабре 1943 года в школе работали 25 преподавателей, все вновь принятые имели высшее образование. Контингент учащихся составил (после возвращения части учащихся в музыкальное училище) около 300 человек.
Ленинград всё еще бомбили, но горожане уже твёрдо знали — Победа не за горами!
Дом №174 по Невскому проспекту, разрушенный авиабомбой, 1943
1944
Карта военных действий на здании Гостиного Двора, 1944
Главное событие начала 1944 года – долгожданное снятие ленинградской Блокады. После нескольких неудачных попыток прорыва блокады, предпринятых в 1941-1943 годах, на горизонте измученного города наконец засиял настоящий свет – то был близкий отблеск победных орудий. В самом начале 1944 года силами Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями была проведена Ленинградско-Новгородская операция: советские войска перешли в наступление 14 января 1944 года и уже к 20 января освободили Новгород и разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника – враг был отброшен на 220-280 километров от южных рубежей Ленинграда, освобождены города Пушкин, Петергоф, Ропша, Красное Село, Павловск, Гатчина, Тосно, Любань… Тем самым была окончательно ликвидирована блокада Ленинграда. 22 января в городе разорвался последний вражеский снаряд.
В честь окончательного снятия блокады 27 января 1944 года в Ленинграде был дан праздничный салют, ознаменовавший полное освобождение города после 872 дней героического сопротивления. Этот день навсегда останется святым в истории нашей страны!
Весной 1944 года школа сделала дорогой подарок измученному городу – по собственной инициативе отказалась от государственной дотации и перешла на хозрасчет. Коллектив счел эту меру единственно возможной в сложнейших финансовых и экономических условиях последних лет войны. А осенью 1944 года из-за отсутствия в Блокаду детских музыкальных школ в Музыкальной школе для взрослых им. Римского-Корсакова было открыто детское отделение, куда были собраны блокадные дети и в котором в конце 1944 года обучалось свыше 200 ребят.
Постепенное возвращение к мирной жизни. Трамвай у Казанского собора, 1944
Открытие столовой в доме 52 по Невскому проспекту, 1944
ПАМЯТИ ЛЕНИНГРАДЦЕВ, ПОГИБШИХ В БЛОКАДУ, ПАМЯТИ ВСЕХ ПОГИБШИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ – песня в исполнении преподавателя вокального отдела РОМАНА СУЗУНА.
1945
2 января 1945 года по решению исполкома Ленсовета №132-2 детское отделение при школе для взрослых было преобразовано в «самостоятельную профессиональную детскую музыкальную школу-семилетку». С этого момента под одной крышей и под руководством одного директора начали сосуществовать две школы — Музыкальная школа для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова и ДМШ Дзержинского района. В школе для взрослых по-прежнему (как и сейчас) принимали «переростков» — тех, кто по возрастным нормативам не годился к приему в обычные ДМШ; эти учащиеся в ряде официальных документов назывались «подростковым отделением». Н.Л. Беляева вспоминала, что все военные годы «коллектив работал очень спаянно и дружно, каждый старался сделать все, что было в его силах, никто не падал духом и каждому хотелось приблизить светлые дни ПОБЕДЫ и МИРА!
День Победы в Ленинграде выдался совсем не майским. 9 мая 1945 года температура воздуха в городе поднялась всего до 6 градусов, небо было затянуто плотными облаками, дул сырой северный ветер, а ночью температура и вовсе упала почти до нуля. Однако же это был именно тот день, наступление которого выстрадала вся страна! Впереди начиналось новое, мирное время — время творчества и созидания! Вечером 9 мая город вновь осветился залпами салюта.
Горожане слушают сообщение о полной победе над Германией. 9 мая 1945 года.Салют в честь окончания войны, 9 мая 1945 года
Военный Парад в честь окончательного окончания войны состоялся лишь 8 июля 1945 года, когда Ленинградский гвардейский стрелковый корпус вернулся в родной город. Горожане встречали победителей хлебом-солью, подарками, цветами и бесконечными объятиями. По пути следования гвардейцев были сооружены временные деревянные триумфальные арки. Закончился парад на Дворцовой площади. Эхо войны, наконец, стихло и сменилась радостными возгласами всенародного ликования! С праздником Победы!
Юные ленинградцы – участники боев за Ленинград
В годы войны в боевых действиях воинских частей официально участвовало более 3,5 тысяч детей; еще 74,5 тысячи участвовали в партизанских отрядах на захваченных территориях!
От имени детей, обучающихся в нашей школе,
с Днем Победы поздравляет ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВ.
С праздником, дорогие друзья!
С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ВЕТЕРАНЫ, БЛОКАДНИКИ, ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА, ВСЕ ЖИТЕЛИ ЛЕНИНГРАДА! ЗДОРОВЬЯ ВАМ, ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ И РАДОСТНЫХ УЛЫБОК РОДНЫХ И БЛИЗКИХ!